Чем грозит принятие расширенного списка медизделий, допускаемых к госзакупкам с ограничениями, и как с этим бороться
О чем идет речь?
В начале года Правительство РФ утвердило перечень из 46 видов медицинских изделий иностранного производства, приобретение которых «для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (то есть, в формате госзакупок) ограничено условием.
Согласно этому условию, из-за которого документ называют постановлением «о третьем лишнем», заявка поставщика медизделий иностранного производства на участие в торгах отклоняется, если об участии в них заявили минимум два поставщика аналогичных медицинских изделий, производимых в России, Армении, Белоруссии или Казахстане.
Теперь в этот перечень предлагается добавить еще 101 наименование. Проект соответствующего постановления, составленный Министерством промышленности и торговли РФ, вынесен на общественное обсуждение до 1 октября 2016 года.
Почему это плохо?
Потому что, по словам «потребителей» тех самых медицинских изделий – пациентов и тех, кто с ними работает, – качество существующих аналогов российского производства уступает качеству изделий, произведенных за рубежом. Что такое «качество» применительно к медицине?
Например, детям, страдающим буллезным эпидермолизом (генетическое заболевание, при котором от малейшего механического повреждения на коже образуются пузыри) перевязывать открытые участки тела в целях профилактики таких повреждений требуется постоянно. При этом обычные бинты для чувствительной кожи «детей-бабочек» слишком травматичны – для них используют специальные, которые позволяют коже дышать, не прилипают, не вызывают аллергию... и не производятся в России.
Есть претензии и к другим наименованиям перечня.
Что уже предпринимается?
Тревогу подняли НКО и благотворительные фонды, помогающие больным и пожилым людям. Они составили петицию (подписать которую может каждый желающий) на имя Дмитрия Медведева с требованием не расширять перечень иностранных медизделий, запрещенных для госзакупок, и пересмотреть постановление, принятое в феврале 2015 года.
Кроме этого против расширения перечня выступили Министерство экономического развития РФ и Федеральная антимонопольная служба, которые заявили, что предложенные поправки с ними не согласованы. При этом ФАС не видит обоснований для расширения, а МЭР рекомендует доработать весь перечень медизделий, запрещенных для госзакупок.
Продлены и сроки общественного обсуждения проекта поправок – с 17 августа до 1 октября.
Что еще можно предпринять?
«Желание государства понятно: ему хочется подешевле купить медоборудование и поднять отечественного производителя. Но то, что выгодно государству, не всегда может идти на пользу гражданам, – считает юрист НП «Здоровое будущее» Юрий Заболотников. – Иными словами, может возникнуть ситуация, при которой государство выполнит свое обязательство перед пациентом, предоставив ему изделие медназначения, но при этом не выполнит главную задачу – охрану здоровья граждан».
Однако даже с учетом принятого постановления путей решения этого вопроса много, считает юрист. Прежде всего, не должны бездействовать организации, защищающие права пациентов. Можно обратиться в Минздрав, Общественную палату или Открытое правительство, в органы судебной и прокурорской власти.
При этом и широкая общественность, и узкие специалисты считают, что наиболее разумным выходом (и требованием) в данной ситуации является проведение независимой экспертизы на соответствие российских медицинских изделий импортным «аналогам» и эффективности их применения при лечении тех или иных заболеваний.
Добавим
По словам председателя комиссии по фармацевтической и медицинской промышленности Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Смирнова, предлагаемые поправки к постановлению Правительства направлены не на запрет импорта медизделий, а на стимулирование «более глубокой локализации производства медицинских товаров».
Так если организации требуется прибор с определенными свойствами, имеющимися только у приборов импортного производства, – она может описать эти свойства в техническом задании.
И наконец...
Долгожданное мнение Минздрава высказала Вероника Скворцова на пресс-конференции 26 августа.
Отвечая на вопрос об импортозамещении, министр отметила, что российская медицинская промышленность развилась, но пока неравномерно: какие-то изделия мы делаем «лучшие в мире» (а также «прекрасные» и «очень высокого уровня»), какие-то не производим вовсе или только начинаем производить, а потому их качество уступает зарубежным аналогам.
Что касается расширения перечня медицинских изделий иностранного производства – разговор об этом, по ее словам, действительно ведется. Но никакого предложения на этот счет в Минздрав пока не поступало. «И когда мы получим предложения Минпромторга, мы дадим свою справедливую оценку», – заверила министр.