В Республике Адыгея выигран суд по делу о лекарственном обеспечении дорогостоящим таргетным препаратом пациентки с раком щитовидной железы. С 27 марта 2017 пациентка получает спасительную терапию. Это стало возможным благодаря обращению пациентки в январе 2017 на горячую линию проекта «Юридическая помощь онкологических пациентов», после чего ей была оказана бесплатная юридическая помощь в суде.
Комментирует юрист проекта «Юридическая поддержка онкологических пациентов» АНО «Развитие», выигравший данное дело, Евгений Харитонов:
ВОПРОС: Евгений, подскажите, пожалуйста, в чем была проблема? Почему пациентке не давали препарат?
Евгений Харитонов: Проблема заключалась в следующем. Пациентка, страдающая редким онкологическим заболеванием- медуллярный рак щитовидной железы, нуждалась в медикаментозной терапии конкретным лекарственным препаратом Капрелса. У пациентки четвертая стадия ракового заболевания, и на этой стадии химиотерапия уже не помогала. Более того, врачами было установлено в ходе медицинских обследований, что химиотерапия пагубно влияет на состояние здоровья пациентки. Таким образом, химиотерапия ей была вообще противопоказана. Поэтому единственным вариантом возможного лечения была медикаментозная терапия конкретным препаратом, который был назначен решением врачебной комиссии.
При лекарственном обеспечении пациентов данной категории расходные обязательства по обеспечению льготников лекарственными препаратами целиком ложатся на субъект федерации. В данном случае это республиканский бюджет, который имея у себя на учёте такую пациентку, не запланировал её обеспечение данным препаратом, в первую очередь, из-за дороговизны самого лекарственного препарата. Данный препарат стоит достаточно дорого, но высоко эффективен. Республиканский Минздрав отказывал в лекарственном обеспечении пациентки из-за его высокой стоимости. Родственники пациентки вынуждены были самостоятельно приобретать данный лекарственный препарат, и на фоне его применения было зафиксировано значительное улучшение здоровья пациентки. Это выражалось в том, что болезнь прекратила прогрессировать, распространение метастаз было локализовано и прекращено, метастазы ушли из основных внутренних органов. Это является эффектом высокой степени. Лежачая пациентка стремительно пошла на поправку и приобрела шанс на излечение. Поэтому мы настоятельно требовали у Министерства здравоохранения данное обеспечение, но нам было отказано по причине того, что данная пациентка, имея статус федерального льготника в силу инвалидности, якобы теряет право на региональную льготу в виде бесплатного лекарственного обеспечения за счет средств республиканского бюджета в соответствии с региональным законодательством.
По данному факту были проведены проверки Росздравнадзором республики и прокуратурой республики, которые установили нарушения законности со стороны органов исполнительной власти в лице Министерства здравоохранения республики и вынесли предписания об устранении данных правонарушений. В ответ на данные предписания вместо того, чтобы начать медикаментозное лечение пациентки, органы власти уведомили контролирующие органы о том, что они инициировали процедуру внесения изменений в региональное законодательство, чтобы привести его в соответствие с Федеральным законом об охране здоровья граждан. Но так как это является решением общей проблемы социального значения, но не решает проблему персонифицированного лекарственного обеспечения конкретной пациентки, мы были вынуждены обратиться в суд для восстановления нарушенного права. Соответственно, в рамках административного судопроизводства мы в судебном порядке признали отказ министерства здравоохранения республики в лекарственном обеспечении незаконным и обязали организовать лекарственное обеспечение пациентки данным препаратом.
Мы настояли на том, что по жизненным показаниям необходимо немедленное исполнение решения суда, так как промедление в лекарственном обеспечении в данном случае создает угрозу жизни и здоровья пациентки. Решение суда было обращено к немедленному исполнению. Было возбуждено исполнительное производство еще до вступления решения суда в законную силу. В рамках исполнительного производства было вынесено требование Министерству здравоохранения республики об исполнении судебного акта, Министерством проведен ряд аукционов по закупке лекарственного препарата. Лекарственное обеспечение в настоящий момент проводится на базе республиканского онкологического диспансера по месту жительства пациентки.
Вопрос: Сколько времени прошло с момента принятия решения суда до непосредственно начала лечения пациентки? Насколько это было долго?
Евгений Харитонов: фактическое лекарственное обеспечение пациентки началось через месяц после вынесения судебного акта. Столько времени потребовалось на проведение аукциона и поставку лекарственного препарата в регион. На самом деле, с учетом всей чиновничьей номенклатуры, это небольшой срок.
Вопрос: Вы сказали, что ответчик ссылался на то, что пациентка является федеральным льготником. Должен ли был федеральный бюджет её обеспечивать?
Евгений Харитонов: Нет, не должен был. Это был именно вопрос регионального уровня. В этом деле мы впервые столкнулись с такими коллизиями в праве, которые существуют в республике, когда республиканский закон четко разделил льготников на 2 категории: федеральных и региональных, и одна льгота исключала другую.А это противоречит российскому законодательству.В республике лишили федеральных льготников права на обеспечение лекарственными средствами за счет средств бюджета региона. Во всей стране льготник-онкобольной, с одной стороны, имеет право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств региона, а с другой стороны, имея группу инвалидности, имеет право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств федерального бюджета. Но закон республики Адыгея постановил, говоря простым языком, что если ты имеешь право на федеральную льготу, то на региональную – нет.Сделано это было безусловно в целях экономии регионального бюджета.Абсурдность и противоречие федеральному законодательству налицо. Поэтому данный факт нарушения был установлен как Росздравнадзором, так и прокуратурой. Они инициировали процедуру внесения изменений в региональный закон, чтобы не было данного противоречия.
Минздрав республики хотел принять данного пациента на лекарственное обеспечение за счет республиканского бюджета только после внесения соответствующих изменений в республиканский закон, а изменение закона – процедура довольно длительная. Но мы не дали им протянуть еще время, так как понимаем, что у онкологических больных счет идет на дни. Мы решили, несмотря ни на что, с учетом всех выявленных нарушений, в судебном порядке принудить их к исполнению обязательств по льготному лекарственному обеспечению пациентки.
Вопрос: Что Вы посоветуете людям с онкозаболеванием, которым чиновники отказывают в обеспечении таргетными лекарственными препаратами, которые назначаются врачом?
Евгений Харитонов: Обжаловать действия чиновников в органы Росздравнадзора, прокуратуры и в судебном порядке.
При реализации проекта использовались средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Движением «Гражданское достоинство» (www.civildignity.ru)