Новости

Вход / Регистрация
Все новости

Свобода, ведущая в западню

04 Сен 2015

Как пережить подростковый возраст с хроническим заболеванием и не разрушить себя

Подростковый возраст – сложный. И сложный, прежде всего, психологически. Как типичные подростковые проблемы могут отразиться на жизни и здоровье человека, с детства страдающего хроническим заболеванием, рассказала в своей статье американка Лорен Стенфорд. Мы же, в свою очередь, постараемся разобраться, как можно свести такие риски к минимуму.

Для начала – немного об истории Лорен.

В возрасте шести лет у нее диагностировали сахарный диабет 1 типа. И все, следует думать, было нормально (насколько это определение применимо к человеку с СД): регулярное измерение глюкозы, инъекции инсулина, правильное питание, спорт... Пока девушка не достигла того возраста, когда контроль над заболеванием начал переходить из рук родителей в ее собственные.

«Я отлично помню, как впервые соврала родителям об уровне глюкозы в крови, – пишет Лорен. – Мне было 12, и я участвовала в заплыве, организованном нашим местным пляжным клубом. Стоя по другую сторону бассейна, моя мама крикнула: “Лорен, пора провериться!”. Я вздохнула и потащилась к своему рюкзаку, лежавшему в моем обычном укромном месте. Я вытащила свой глюкометр, оглянулась, и вдруг случилось кое-что из ряда вон выходящее – я убрала глюкометр обратно в рюкзак. Выдержав паузу, я крикнула маме: “6,7!”. Она показала мне большой палец, улыбнулась и пошла обратно – помогать засекать время для соревнований».

По словам Лорен, в тот момент ей просто жутко не захотелось проверять уровень сахара: «Я подумала: “Ведь не будет ничего дурного в том, чтобы разок пропустить”. А в награду я могу притворяться, что у меня и вовсе нет диабета». Однако одной маленькой ложью дело не ограничилось: «Я начала врать об уровне сахара в крови, затем это переросло в ложь о введении инсулина. Одно время я даже снимала инсулиновую помпу, не делая никаких инъекций вообще».

При этом девушка вовсе не пыталась намеренно причинить себе вред – скорее, речь шла о диабетическом «выгорании». И только столкнувшись с достаточно серьезной проблемой, напрямую вытекавшей из пренебрежительного отношения к себе и своему здоровью (в случае с Лорен это оказалась плохая успеваемость в школе), она, наконец, сумела взять себя в руки.

На этом история Лорен Стенфорд заканчивается, и начинается наша статья.

В комментариях к этой публикации в одной из социальных сетей (в группе для больных диабетом) несколько человек написали, что да, и они сталкивались с такой же проблемой. Однако для полноты картины я хотела найти человека, страдающего другим хроническим заболеванием, и расспросить, не было ли подобных сложностей у него. И такой человек нашелся – им оказалась моя подруга (назовем ее Анной).

В 24 года у Анны диагностировали вегетососудистую дистонию. По сути, это даже не болезнь, а комплекс патологических симптомов. Их устранение не требует дорогостоящих препаратов или постоянного наблюдения у врача. Систематически здесь требуется только одно – соблюдение определенных поведенческих правил. Зато игнорирование этих правил может привести к развитию вполне реальных заболеваний: гипертонии, ишемии сердца, бронхиальной астме.

«К тому моменту, как я обратилась к врачу, – рассказала Анна, – моя “болячка”, мучавшая до того весьма абстрактными симптомами (плохое настроение, постоянная усталость), по всей видимости, достигла своего апогея. Голова кружилась, сил делать что-либо не было никаких, постоянная слезливость и сонливость. Ужасное состояние, особенно для активного человека».

Режим ей назначили при выписке из больницы: «Нужно было рано вставать, рано ложиться (при том, что я считала себя совой), иметь регулярную физическую нагрузку, исключить нервные переживания, отказаться от алкоголя и никотина, питаться в одно и то же время каждый день и время от времени пропивать “Эскузан” и женьшень. А еще в периоды обострений – проставлять уколы и капельницы».

Конечно, к этому времени моя подруга была далеко не подросток. И к соблюдению всех этих правил (как, впрочем, и Лорен к соблюдению своих) ее подтолкнули следствия их несоблюдения. И все же – даже взрослым людям бывает сложно себя мотивировать. Сколько, к примеру, людей в вашем ближайшем окружении регулярно занимаются спортом или соблюдают элементарные правила здорового питания?

«Меня мотивировало желание чувствовать себя хорошо физически и психически, – объяснила Анна (на сегодняшний день, к слову, руководитель пресс-службы одного из региональных департаментов и член волейбольной команды). – Опытным путем я вычислила, что от режима сегодняшнего дня зависит мой день завтрашний, мои положительные эмоции и уровень активности. Через какое-то время волевое усилие уже было не нужно: организм перестроился, и я даже начала просыпаться без будильника».

Это – частный пример мотивации и, как я отметила, мотивации достаточно взрослого человека. За профессиональными рекомендациями я обратилась к внештатному эксперту некоммерческого партнерства «Здоровое будущее», медицинскому психологу Наталии Веселовой.

«Бросается в глаза, что проблема, прежде всего, в неготовности нести ответственность за свою жизнь, – сказала Наталия, прочитав статью Лорен. – Ответственность делегируется вовне. Для преодоления это никуда не годная позиция».

В то же время психолог отметила, что в данном случае речь идет о детях и подростках, которые в силу возраста и других факторов не до конца осознают значимость навязываемых им процедур. Поэтому основные рекомендации в данном случае: не оставаться наедине со своими проблемами, не замыкаться в своих переживаниях, не изолироваться от мира и не закрываться от родителей – все это только усугубит ситуацию.

«Можно обратиться за помощью к специалистам, посещать группы поддержки. Такие проблемы для них [специалистов] – не новость, и они прекрасно их понимают. Не врать. Любое лукавство в данном случае будет разрушающим. Перестать ныть и жалеть себя. Лишь мизерная часть людей не прилагает никаких усилий к сохранению дееспособности или даже жизни, а думать, что тебе повезло меньше всех – это эгоизм. Наконец, самое важное, что любой человек может и должен сделать для себя, – это объективно оценить ситуацию. Изменить то, что можно изменить. Принять то, что изменить нельзя. И сохранить то, что можно сохранить. Сохранить, а не разрушить. В этом выражается ответственность за себя и свою жизнь».

По словам Наталии, в любой сложной, трагичной ситуации, либо новости о тяжелом заболевании этапы принятия одинаковы. Пройдя их все (начиная с отрицания) человек освобождается от фрустрирующих переживаний и выходит на этап конструктивного взаимодействия с ситуацией. Но пока человек отрицает или убегает от своей проблемы, он не в состоянии достичь этого этапа.

В завершение скажем, что бояться просить о помощи не стоит. Если нет друзей и знакомых, которые, подобно моей подруге, имеют свой собственный опыт «принятия» и перманентной борьбы с заболеванием, если нет доверия к родителям – всегда можно прибегнуть к помощи психолога. Он поможет пройти все этапы максимально бережно и начать «сотрудничество» с заболеванием гораздо раньше, не теряя драгоценные месяцы и годы.

Вот и Лорен в конце своей статьи дает вполне недвусмысленную рекомендацию: «Я надеюсь, что никогда больше до доведу себя до “выгорания”. Я повзрослела и теперь понимаю, что, если снова начну вести себя подобным образом, мне нужно попросить кого-нибудь о помощи».

Tina Christie